Поиск

Замок Батория

Замок Батория  тоже перестраивали несколько раз: сначала восстанавливали после русско-польской войны, потом – после Северной, а в XIX веке и вовсе упростили. На Неманском участке стены появилась казарма, шикарный орнамент был утрачен, а красную волнистую черепицу заменили железом. В замке была гостиница, офицерское казино и военная библиотека, и лишь в 1930 году его отдали под музей.
Что скажут ученые?
По словам директора Гродненского государственного историко-археологического музея Юрия Китурко, за основу архитекторы возьмут проект Владимира Бачкова, разработанный в первой половине 1990-х годов. Тогда собравшиеся в замке ученые и архитекторы спорили, как он должен выглядеть после реставрации. Идею восстановить готическую резиденцию Витовта отвергли: от стен XIV века почти ничего не осталось.
В итоге сошлись на трех версиях. Их авторы были единодушны в одном: дворец должен быть ренессансным, то есть таким же, как во времена Стефана Батория (XVI век). Горячие споры развернулись вокруг того, что делать во дворе: реконструировать деревянные постройки XII века, не трогать руины и сделать над ними стеклянный колпак или соорудить современный павильон в мысовой части. Победил первый вариант, и в конце 1994 года эскизный проект реставрации был готов. Началась работа над документацией, но прекратившееся в 1996 году финансирование поставило в этом деле жирную точку.
Владимир Бачков (он является научным руководителем объекта с 1985 года) рассказал по телефону, что проект должны привести в соответствие с действующими ныне строительными нормами, правилами и техническими решениями. Прошло десять лет, прогресс не стоит на месте: системы отопления и вентиляции теперь будут гораздо современнее. Вот только нужны ли во дворе деревянные хоромы? Владимир Бачков считает, что возвращать хозяйственные постройки, находившиеся в этой части двора во времена Батория, особого смысла нет: «Во-первых, сведений о них почти не осталось. Во-вторых, это самый скучный угол, и его как раз занимает княжий двор, который гораздо богаче по содержанию».
Что касается дворца Стефана Батория, то воссоздать можно не только фасады, но даже интерьеры, многие из которых подробно описаны. Например, в башне размещалась баня, а над ней – алебастровый зал, щедро украшенный лепниной. Стоит закрыть глаза – и вот он, король, отдыхает у камина, разомлевший после купания, а в ногах дремлют верные псы…
Шикарная спальня с альковом и перегородкой, которая по тогдашней моде была выкрашена серой и золотой краской, выходила окнами на теперешний Новый замок. В ней был один из двух эркеров, откуда король любовался на город. Второй находился на противоположной стороне, в библиотеке (торцевое помещение с видом на Городничанку). В роскошном зале для аудиенций можно было бы сегодня проводить городские торжества. Точные копии предметов обстановки сделать не проблема, ведь их аналоги есть в других замках той эпохи.
Однако такую концепцию реставрации поддерживают не все. Например, историк архитектуры Игорь Трусов говорит, что согласно международной методике замок можно восстанавливать на середину XVIII, в крайнем случае – на конец XVII века. Именно с тех времен сохранились чертежи (наиболее полные, естественно, соответствуют более позднему периоду), хранятся они в Дрезденском архиве.